Коллективный разум. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке?

Мы привыкли, что «толпа» это нечто неуправляемое, глупое, негативное. Однако многие исследвания и эксперименты в области изучения коллективного разума ломают все стереотипы.

Так в 1906 году Фрэнсис Гальтон посетил деревенскую ярмарку, на которой 800 человек, участвовавших в конкурсе, пытались угадать вес быка. После ярмарки он собрал все варианты и вычислил среднее значение, которое составило 548 кг. К его удивлению, оно было в пределах 1% от истинного веса в 543,5 кг.

Еще было много исследований на тему мудрости толпы.  Иногда  коллективное  мнение оказывалось разумно, иногда нет. Ученые социологи задумались, с одной стороны результаты исследований показывали, что мудрость группы людей это не случайное явление. А с другой стороны, что нужно сделать, чтобы точно коллективный разум сработал?

Исследователи Габриэль Медиролас и Гонсало де Полавье нашли способ проанализировать ответы толпы, который позволяет им устранить такого рода разницу и извлечь из ответов истину.

Теория, которую ни сформулировали, очень проста. На некоторых людей дополнительная информация влияет сильнее, чем на тех, которые уверены в своем мнении. То есть когда в деревне на ярмарке по вопросу веса бычка, мудрость толпы сработала это означало только одно, что большинство людей – участники эксперимента были компетентны в этом вопросе, хотя бы на уровне жителя деревни. Деревенские люди, так или иначе, сталкиваются с домашним скотом и разными вопросами, связанными с ним.

Вывод простой. Каждый человек приходит к своему мнению в зависимости от важности своих знаний. Люди, на которых легко повлиять, дают предвзятую оценку, а предвзятость убивает мудрость толпы,  а те, кто уверен в себе, не обращают на дополнительную информацию никакого внимания и тогда коллективный разум срабатывает.

К чему все это? Мы тут разговариваем про бизнес в основном, и вышеуказанный феномен имеет огромное влияние на экономику предприятия. И если в компании доверяют мудрости коллективного разума, то собирать сотрудников и выносить на их обсуждение самые разнообразные вопросы нужно чаще. Только не забывайте делить их по компетенциям и задавать те вопросы, в которых они разбираются. Фасилитация — отличный способ сформировать такие группы и суметь грамотно провести процесс принятия решений по самым разным вопросам. Это процесс слияния здравого смысла всего коллектива, поиск общего, объединение мнений, которое вызывает сосредоточение на новых возможностях. Руководитель будет потрясен, насколько коллективный разум полезнее самого умного сотрудника. Фасилитация процесс, который оживляет корпоративную культуру, сосредотачивает сотрудников на новых возможностях.

 

 

Написать в
WhatsApp
Позвонить